На главную страницу

Памяти учителя.

Я сделался радиоспециалистом благодаря ему, моему глубокочтимому учителю, Александру Степановичу Попову.
И не потому, что он убеждал меня заняться радиотехникой, тогда только-что нарождавшейся, – нет, он ни слова не сказал об этом. А если бы я задал ему вопрос, попросил совета, не выбрать ли мне своей специальностью радиотелеграфию, которая тогда в России олицетворяюсь в нем, то я сомневаюсь, чтобы и, при его скромности, ответил мне утвердительно.
И тем не менее он убеждал меня выбрать эту специальность и вот каким образом.
Каждый студент за два-три года до окончания высшей школы задает себе вопрос – чему посвятить свои силы, какую специальность избрать. Задал себе этот вопрос и я; спрашивал, то всего больше мне по душе.
И колебался в выборе...
Но вот каждый раз, после блестящих демонстраций моим учителем своих знаменитых опытов по радиотехнике, после этих исключительных по своему изяществу, ясности и убедительности опытов я, уходя из аудитории, каждый раз говорил себе: «вот этим я займусь».
Будущее радиотехники было тогда еще неясно: ее, как определенной отрасли техники, собственно говоря, еще не существовало.
Но такова была сила таланта моего учителя, чтобы увлечь ряд своих учеников в область, материально ничего тогда не обещавшую.
Для нас, начинающих, многие понятия, которыми оперировала радиотехника, были совершенно новы; многое для электротехника было необычно, да и вообще ново.
И каждый раз на наш вопрос Александр Степанович давал ясный, ободряющий ответ и с такой задушевностью и простотой, что становилось не страшно спрашивать еще и еще; и учиться у него искусству экспериментирования с тогдашними радио-приборами, которые действительно требовали искусства.
А у него была исключительная способность экспериментировать, исключительная наблюдательность и «золотые руки»: самыми простыми средствами, приборами, сделанными собственными руками, он пояснял с непревзойденной наглядностью свои мысли, свои представления о сущности радиотехнических процессов.
Была ли тогда, около тридцати лет тому назад, должная оценка сделанного им, его изобретения?
Нет, не было... Не было понимания, что его изобретение открывает новую эпоху в средствах сношений между людьми.
Не существовало той культурной общественной среды, которая так же нужна на первых порах для развития всякой новой идеи, как тепло и влага для прорастания зерна; не было среды, которая обеспечивает моральную и материальную поддержку идеи.

Появись Александр Степанович со своим изобретением на Западе, оно имело бы там совершенно иную судьбу.
Пример Маркони у всех на глазах...
Теперь, только теперь мы начинаем сознавать всю важность его изобретения, видим использование последнего не только на специальных радиостанциях, но и миллионами любителей, бороздящими бездорожный эфир своими волнами во всех направлениях. Теперь становится ясным всем что радиосвязь сделается вскоре следующим после голоса способом сношения, общения между людьми...
А затем, вот, вот, если не завтра, так после завтра осуществится радиовидение...
И все это строится на фундаменте, краеугольный камень которого положен Александром Степановичем...
Мы, ученики его, благоговейно чтим память учителя и с особой любовью вспоминаем его сегодня. Мы верим, что и миллионы людей соединятся сегодня с нами в почитании нашего учителя.
 

Кабинет точных измерений. Письменный стол А. Попова, на котором была поставлена первая отправительная станция. За столом П. Н. Рыбкин.

Савельев


Назад

На главную страницу

X